| разработка ЗНАКов & ЛОГОтипов


 

Чем отличается логотип от знака?

 Логотип в переводе с греческого означает "отпечаток слова".

   Поэтому логотип это шрифтовое начертание названия компании

   или  товара.

 Знак это графическое изображение символов.

 

 


| герб города Южно-Сахалинска

Принят 17 июля* 1992 года.

 

К юбилею столицы Сахалинской области городу Южно-Сахалинску, прошёл конкурс на разработку герба города.

 

Прошло 30 лет с того времени, как был создан герб города Южно-Сахалинска. К каждой круглой дате в СМИ появляются статьи по истории создания герба. Но все они, в той или иной, степени не точны в деталях и наделены фантазией авторов статей. Поэтому, хочется от первого лица рассказать, что изображено на гербе и как он создавался.

 

Начну с того, что к 1992 году, когда проходил конкурс, я уже окончил Иркутское Училище Искусств и, поработав в Иркутске художником-оформителем (так раньше назывались дизайнеры), вернулся на родину.

Однажды, случайно, увидел объявление о конкурсе на создание нового герба для города Южно-Сахалинска. Нового, потому что герб, который на тот момент использовался городом, забрали в Сахалинскую губернию. Так иногда неофициально называли Сахалинскую область.

 

Ранее, во время учебы и работы, мне уже приходилось пару раз разрабатывать знаки и эмблемы и даже один раз поучаствовать в конкурсе по теме Байкала. А вот по гербам это было что-то новое. Получится или нет? С какой стороны подступиться к этой работе?  По большому счету, терять было нечего – это же не взять работу от заказчика, где ты берешь на себя обязательства. Получится – хорошо, а нет – приобрету опыт, что тоже немало важно для начинающего художника.   

 

Потихоньку начал делать первые наброски, думать, что же можно изобразить на гербе. И стало понятно, что необходимо окунуться в историю, культуру, географию. Это те самые три кита, на которых будет держаться создание герба.

Сегодня намного проще - зашел в интернет и читай, смотри, вдохновляйся. А в то время очень выручала библиотека. Я искал подсказки, разглядывая рисунки гербов разных эпох. Их построение и заложенный смысл. Визуально они меня не очень вдохновляли, казались очень несовременными. Не хотелось идти и по пути городских гербов, созданных уже в наше время. Наверное, именно поэтому мой герб получился не совсем по тем, привычным канонам, по которым выстраивались старые и современные гербы городов.

 

И вот, однажды, сидя в библиотеке, я нахожу по теме «Сусуя» (река на которой было основано поселение будущего города), информацию о Сусуйском типе керамики. И самое главное, информация эта была подкреплена иллюстрацией. Это был рисунок, похожий на цветок. Тогда я еще не думал, что цветок может стать центральной частью герба. Но на всякий случай сделал набросок.

Цветок на керамике был выполнен мастерски – это не примитивный стебелек с листиками, а сложный рисунок, который художник наносил на сырую глину.

Делая очередные наброски цветка, я ставил перед собой задачу придать цветку симметрию, при этом стараясь сохранить как можно больше деталей оригинального рисунка. В поиске нужных линий, я все больше понимал, что нашел то, что искал – главную деталь герба, деталь которой не будет не в одном другом гербе.

 

Символы.

Основной и центральной частью герба однозначно становился цветок. Символом расцвета новой жизни. По композиции не хватало стебля и какого-то элемента для равновесия. Идея ключа витала в воздухе. И родился еще один символ – ключ, как открытие, рождение города. Несколько набросков - и пришло понимание, что из рисунка бородки ключа можно сделать не просто зазубрины, а декоративные буквы. Буквы «Ю» и «С», недолго сопротивлялись и легли в композицию ключа. Так каждый элемент герба становился не просто нарисованной линией, а символом.  

На гербе города, который теперь стал гербом областным, был изображен медведь. Как-то не хотелось расставаться с этим символом и при создании нового герба города. Медведь - главный зверь на нашем острове. Медведь - наиболее почитаемый зверь у древних людей Сахалина. Медведь - символ русской силы и мощи. Значит, медведь будет на новом гербе. Он станет проводником между древней историей и сегодняшним днем.

Медведи, держа ключ, встали на ленту, символизирующую реку Сусую, на берегу которой взял свое начало город. Ее изгиб, нижняя часть ленты – это Сусунайская долина, в которой он расположен, а верхние концы ленты – Восточный и Западный хребты.

Все эти символы графичны, как скалистые берега острова и по образу суровы, как наш климат. Они завязаны в одну композицию и расположены на голубом фоне герба.

Голубой и синий цвета щита герба столицы острова - это цвета, так или иначе, связанные с местной природой острова, окруженного заливами, проливами и морями.

Серебристый цвет, объединяющий все элементы, символизирует и подчеркивает наш суровый климат.

Так как серебристый цвет не всегда возможно точно воспроизвести в изготовляемой продукции, то, в последствии, он стал заменяться на белый, тем более, что эти цвета в геральдике имеют равное значение. 

 

Настал день показывать свою работу. Ну, да, волнительно. Пройдут ли заложенные мной смыслы и символы комиссию? Комиссию такого уровня!     

Свежи были еще те самые чувства и переживания, что и на защите дипломной работы в училище. Которая, так же, как и герб, была завязана на смыслах и символах. Для защиты диплома я выбрал создание тогда только еще набирающего обороты фирменного стиля - фирменного стиля экологической организации.

 

Прошло немного времени и меня оповестили, что моя работа одобрена и принята. Так герб Южно-Сахалинска стал одним из самых значимых на тот момент достижений в моем портфолио. Он и на сегодняшний день, по прошествии тридцати лет и созданию большого числа знаков, эмблем и логотипов не потерял для меня свой красоты и значимости. Ведь как зачастую бывает - стараются сделать лого «в тренде», но проходит время, приходит другая мода и работа становится нелепой. Необходимо какое-то чутье чтобы соблюсти тот самый баланс между современным и классическим.

 

И напоследок, легенда. Одна, которая мне известна.

Я был сильно удивлен, когда на встрече с заказчиком по работе над очередным знаком, мне был задан вопрос – а права ли, что в гербе зашифрована буква «Ф»? То есть, первая буква фамилии мэра города Южно-Сахалинска, действующего на тот период? Но, как видно из вышеизложенного, никакой буквы «Ф» не предусматривалось в проекте, и это просто чья-то бурная фантазия. Хотя, таким образом в гербе стало на один символ больше.  

 

* 17 июля день рождения моего отца. В память о нём, при подаче дизайн-проекта на подпись в мэрию, я поставил эту дату.

 

©marka | 2022

 

 


| городской парк культуры и отдыха

им. Ю. Гагарина

 

В Южно-Сахалинске состоялась презентация варианта логотипа и элементов фирменного стиля городского парка имени Ю.Гагарина.

 

 

В 1906 году в городе Тоехара, на базе естественного ландшафта дикой природы был создан парк отдыха, который, по сути своей, являлся большим красочным садом.
 
Южно-Сахалинский городской парк, как учреждение культуры, был создан в 1946 году. В июне 1968 года, решением Южно-Сахалинского горисполкома парку было присвоено имя первого космонавта Юрия Гагарина.
 
Попытка соединить  японское прошлое парка и его современный период, образом которого стало название – парк имени Юрия Гагарина.
 
Для создания знака была выбрана тема именно не предметов или элементов парка, как места сосредоточения аттракционов и развлечений (мостик, карусель, колесо обозрений. Аттракционы меняются со временем и привязывать к ним знак бессмысленно), а историческое, первоначальное его предназначение – как парка отдыха, как большого сада. А какие ассоциации вызывает Парк, Сад – это, конечно, деревья.
 
За основу знака взято вечнозеленое хвойное дерево Тис остроконечный. Почему именно Тис?
 
Тисом японцы украшали сады, парки и дворики, высаживали его у знаковых мест. И по сей день в нашем парке и в городе можно видеть тисовые деревья, посаженные еще в японский период.
 
Именно Тис, как достаточно характерное дерево для японского периода нашего парка и натолкнул на мысль использовать его в качестве этого образа – образа японской истории парка.
 
А еще тис живет исключительно долго, его называют символом постоянного обновления и Древом вечности. И наш парк долгожитель. И он меняется, развивается, обновляется.
   
Современный период и название парка – парк имени космонавта Юрия Гагарина, графически выражены через образ ракеты.
 
Ракета стилизована, она напоминает детский рисунок. Такое решение выбрано чтобы обозначить, что парк уже не только место для прогулок, но и место для игр и развлечений.
  
Тема названия парка, его современного периода плавно вписалась (встроилась) в дерево – в тему исторического прошлого парка, образовав тем самым мостик между японским и современным периодами.
  
Цветовая гамма подсказана выбранными образами
 
Основные цвета:
 
Темно-зеленый – цвет хвои Тиса, красный – цвет его плодов и иллюминатор ракеты.
 
Белый - ракета в лучах солнца на темном фоне космоса.
 
Построение знака.
Представлены элементы фирменного стиля – шрифтовые блоки и использование стиля в разных цветовых и шрифтовых вариантах.
   
Так же графическими элементами стиля выбраны разноцветные круги, как символ веселья, радости, праздника. Порядок их расположения символизирует движение, праздничную суету.
  
Рекламный слоган. 
За основу слогана взято знаменитое выражение Ю.Гагарина - «Поехали!»
 
В зависимости от ситуации, его можно использовать в различных сочетаниях.
 
Например: «Поехали! В парк»; «Поехали! В парк, на праздник»; «Поехали! В парк, на соревнования» и так далее.
  
Использование стиля в навигации.
 
В зависимости от тематических зон парка, изменяется цветовое решение знака. Метки для интернет-карт так же выполнены в соответствии с фирменным стилем и определенным цветовым решением.
 
Элементы знака, стиля – дерево, его цветовое решение, ракета, разноцветные круги, возможно использовать как все вместе, так и по отдельности.

 

 


| Сахалинский областной

краеведческий музей

 


| печатное издание 

газета УГЛЕГОРСКИЕ НОВОСТИ

 


| кафе HOKKAIDO

 

 

По непонятным причинам со стороны заказчика, работа над знаком была приостановлена. Поэтому, знак ищет своего покупателя.

SALE


 

| архив работ

 

|  1990   © marka